Минэкономразвития разработало новую версию параметров федерального налогового инвестиционного вычета из налога на прибыль. Согласно проекту, вычет составит 6% от инвестиций, он будет доступен компаниям, занимающимся определенными видами деятельности. В их числе обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, гостиничный бизнес и другие
Минэкономразвития еще раз пересмотрело параметры федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ) и подготовило их новую версию, последнюю перед публикацией для общественных обсуждений. Forbes ознакомился с проектом постановления правительства, его подлинность подтвердили в министерстве. Ведомство предлагает установить вычет в размере 6% от инвестиций (можно будет уменьшить сумму самого налога на прибыль компании, а не налоговую базу). Планируется, что мера заработает с 2025 года.
Воспользоваться вычетом смогут компании следующих отраслей по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД): «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», «деятельность гостиниц и предприятий общественного питания», «научные исследования и разработки» (НИОКР). При этом ФИНВ не смогут применять иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами России, участники соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), кредитные организации, а также производители подакцизной продукции (например, алкоголь, сигареты), сказали в Минэкономразвития. Кроме того, бизнес не сможет одновременно снижать налог на прибыль за счет ФИНВ и производить амортизационные отчисления по инвестициям.
В год можно будет получить не более суммы, соответствующей 5 процентным пунктам ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет. Сумму превышения можно использовать в качестве вычета в течение следующих 10 лет. Также вычет можно будет перевести на баланс другой организации в рамках группы компаний. В проекте постановления предлагается установить критерии, по которым организация может быть отнесена к группе компаний, — например, если у компании, которая имеет право на инвествычет, доля в ней составляет более 50%.
К инвестициям, которые будут давать право на получение ФИНВ, будут относиться расходы на создание, приобретение, модернизацию основных средств (ОС) — машин и оборудования со сроком полезного использования от 3 лет, а также и нематериальных активов (НМА, исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, внесенные в соответствующий госреестр).
Федеральному бюджету мера обойдется в 200 млрд рублей в год, что будет соответствовать примерно 10% от ежегодных дополнительных поступлений налога на прибыль от роста ставки с 20% до 25%.
Значительная часть предложений Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) учтена в проекте, можно говорить о рациональном компромиссе в условиях бюджетных ограничений, сказали в союзе. При этом там отметили, что остались темы для обсуждения — в список секторов, имеющих право применять ФИНВ, могли бы войти ЖКХ и телекоммуникационный сектор, перечень нематериальных активов может быть шире. Также бизнес ждет пакет правок в Налоговый кодекс, необходимых для полноценного применения ФИНВ (амортизация основных средств после применения ФИНВ, определения нейтральности налоговых последствий при передаче ФИНВ между компаниями группы). «В целом мы позитивно оцениваем совместную работу с Минэкономразвития — как институциональный вариант государственно-частного партнерства по решению задач национального развития», — добавили в РСПП.
Запуск ФИНВ анонсировал президент Владимир Путин во время своего выступления на Петербургском международном экономическом форуме в июне, он подчеркнул, что этот механизм сможет стимулировать «инвестиции бизнеса в развитие». В общих чертах механизм нового вычета описан в масштабных поправках в Налоговый кодекс, которые были приняты в июле. В числе основных изменений в рамках реформы, положения которой вступят в силу с 2025 года, — повышение налога на прибыль бизнеса с 20% до 25%.
Подробности механизма инвествычета должны быть прописаны в постановлении правительства, проект которого уже несколько раз пересматривался. Сначала вычет предлагалось предоставлять только компаниям, создающим производства, которых раньше в России не было, реализующим «проекты технологического суверенитета». Размер вычета для них должен был составить до 25% от инвестиций.
Впоследствии Минэкономразвития предложило три сценария применения вычета, с большим числом отраслей и дифференцированными ставками — от 5,5% до 17%. Первый вариант предполагал, что ФИНВ будет доступен только обрабатывающим производствам, второй позволял применять вычет обрабатывающим производствам (за исключением производства кокса и нефтепродуктов), общепиту и гостиницам, а также из сферы научных исследований и разработок. Третий затрагивал компании, работающие в сферах добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, кондиционирования воздуха, гостиниц и общепита, в научно-технической деятельности.
Сегодня в России также действуют региональные инвестиционные налоговые вычеты (ИНВ). Как отметил партнер налоговой практики BGP Litigation Павел Кондуков, их выдачу согласовывают власти субъектов, но размеры ИНВ более внушительные — максимально 90% инвестиций в основные средства. Для крупных компаний, предположим, производителей газа, ФИНВ в 6% от инвестиций «может не оказать должного эффекта, принимая во внимание текущую ситуацию, вызванную санкциями», считает Павел Кондуков. Эксперт отмечает, что «в различных отраслях, которые стимулируются правительством, имеет место разная налоговая нагрузка и потребность в неодинаковом объеме льгот». Если при установке размера вычета эти факторы не были учтены, то было бы целесообразно обсудить с бизнесом или общественными организациями дифференциацию вычета в зависимости от отрасли, добавляет он. Предложенный размер вычета — 6% от суммы инвестиций — несущественная сумма, считает президент «Опоры России» Александр Калинин. Перечень сфер, где требуется рост инвестиций, шире, уверен он. «Указом президента о национальных целях поставлена задача увеличения к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60%, расширение сфер применения ФИНВ могло бы способствовать достижению этой цели», — считает Калинин.
В целом инструмент с такими параметрами можно оценить положительно: с учетом существенного повышения налоговой нагрузки ФИНВ позволит увеличить инвестиционную привлекательность капиталовложений в крупные проекты и нивелирует негативное воздействие на уже действующие, добавил Кондуков. «Вычет позволит частично компенсировать рост ставки налога на прибыль и поддержать инвестиции в ряде отраслей», — согласен партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов.
ФИНВ фактически компенсирует повышение налога на прибыль в размере 5%, а опция переноса на баланс другой организации станет хорошей возможностью балансировать финансовые результаты группы компаний, полагает адвокат по налоговым спорам АК «Раппопорт и партнеры» Илья Завьялов. «Перечень применения по кодам ОКВЭД тоже достаточно широкий, чтобы показать положительный экономический эффект», — отметил он.
Как и любые налоговые льготы, государство будет использовать ФИНВ для развития приоритетных и стратегических отраслей (особенно тех, где необходимо импортозамещение), способствуя экономическому росту, созданию рабочих мест и повышению производительности, добавила член генерального совета «Деловой России» Екатерина Авдеева. Но, по ее мнению, при этом странно, что в перечне отсутствуют отрасли станко- и машиностроения, сельского хозяйства и химической промышленности.
Заметно снижает общую привлекательность инициативы невозможность одновременного применения ФИНВ и амортизационных отчислений по инвестициям, считает Илья Завьялов, — инвесторам придется делать сложный выбор, чем воспользоваться в каждом конкретном случае, и ФИНВ рискует потерять смысл в большинстве ситуаций. Впрочем, как отметил Павел Кондуков, эта норма заимствована из нормативного регулирования порядка предоставления ИНВ. Ограничение сделано для исключения предоставления нескольких налоговых льгот по одному и тому же основанию, что может привести к значительным выпадающим доходам бюджета, уточнил он.
Источник
Минэкономразвития еще раз пересмотрело параметры федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ) и подготовило их новую версию, последнюю перед публикацией для общественных обсуждений. Forbes ознакомился с проектом постановления правительства, его подлинность подтвердили в министерстве. Ведомство предлагает установить вычет в размере 6% от инвестиций (можно будет уменьшить сумму самого налога на прибыль компании, а не налоговую базу). Планируется, что мера заработает с 2025 года.
Воспользоваться вычетом смогут компании следующих отраслей по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД): «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», «деятельность гостиниц и предприятий общественного питания», «научные исследования и разработки» (НИОКР). При этом ФИНВ не смогут применять иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами России, участники соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), кредитные организации, а также производители подакцизной продукции (например, алкоголь, сигареты), сказали в Минэкономразвития. Кроме того, бизнес не сможет одновременно снижать налог на прибыль за счет ФИНВ и производить амортизационные отчисления по инвестициям.
В год можно будет получить не более суммы, соответствующей 5 процентным пунктам ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет. Сумму превышения можно использовать в качестве вычета в течение следующих 10 лет. Также вычет можно будет перевести на баланс другой организации в рамках группы компаний. В проекте постановления предлагается установить критерии, по которым организация может быть отнесена к группе компаний, — например, если у компании, которая имеет право на инвествычет, доля в ней составляет более 50%.
К инвестициям, которые будут давать право на получение ФИНВ, будут относиться расходы на создание, приобретение, модернизацию основных средств (ОС) — машин и оборудования со сроком полезного использования от 3 лет, а также и нематериальных активов (НМА, исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, внесенные в соответствующий госреестр).
Федеральному бюджету мера обойдется в 200 млрд рублей в год, что будет соответствовать примерно 10% от ежегодных дополнительных поступлений налога на прибыль от роста ставки с 20% до 25%.
Значительная часть предложений Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) учтена в проекте, можно говорить о рациональном компромиссе в условиях бюджетных ограничений, сказали в союзе. При этом там отметили, что остались темы для обсуждения — в список секторов, имеющих право применять ФИНВ, могли бы войти ЖКХ и телекоммуникационный сектор, перечень нематериальных активов может быть шире. Также бизнес ждет пакет правок в Налоговый кодекс, необходимых для полноценного применения ФИНВ (амортизация основных средств после применения ФИНВ, определения нейтральности налоговых последствий при передаче ФИНВ между компаниями группы). «В целом мы позитивно оцениваем совместную работу с Минэкономразвития — как институциональный вариант государственно-частного партнерства по решению задач национального развития», — добавили в РСПП.
Запуск ФИНВ анонсировал президент Владимир Путин во время своего выступления на Петербургском международном экономическом форуме в июне, он подчеркнул, что этот механизм сможет стимулировать «инвестиции бизнеса в развитие». В общих чертах механизм нового вычета описан в масштабных поправках в Налоговый кодекс, которые были приняты в июле. В числе основных изменений в рамках реформы, положения которой вступят в силу с 2025 года, — повышение налога на прибыль бизнеса с 20% до 25%.
Подробности механизма инвествычета должны быть прописаны в постановлении правительства, проект которого уже несколько раз пересматривался. Сначала вычет предлагалось предоставлять только компаниям, создающим производства, которых раньше в России не было, реализующим «проекты технологического суверенитета». Размер вычета для них должен был составить до 25% от инвестиций.
Впоследствии Минэкономразвития предложило три сценария применения вычета, с большим числом отраслей и дифференцированными ставками — от 5,5% до 17%. Первый вариант предполагал, что ФИНВ будет доступен только обрабатывающим производствам, второй позволял применять вычет обрабатывающим производствам (за исключением производства кокса и нефтепродуктов), общепиту и гостиницам, а также из сферы научных исследований и разработок. Третий затрагивал компании, работающие в сферах добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, кондиционирования воздуха, гостиниц и общепита, в научно-технической деятельности.
Сегодня в России также действуют региональные инвестиционные налоговые вычеты (ИНВ). Как отметил партнер налоговой практики BGP Litigation Павел Кондуков, их выдачу согласовывают власти субъектов, но размеры ИНВ более внушительные — максимально 90% инвестиций в основные средства. Для крупных компаний, предположим, производителей газа, ФИНВ в 6% от инвестиций «может не оказать должного эффекта, принимая во внимание текущую ситуацию, вызванную санкциями», считает Павел Кондуков. Эксперт отмечает, что «в различных отраслях, которые стимулируются правительством, имеет место разная налоговая нагрузка и потребность в неодинаковом объеме льгот». Если при установке размера вычета эти факторы не были учтены, то было бы целесообразно обсудить с бизнесом или общественными организациями дифференциацию вычета в зависимости от отрасли, добавляет он. Предложенный размер вычета — 6% от суммы инвестиций — несущественная сумма, считает президент «Опоры России» Александр Калинин. Перечень сфер, где требуется рост инвестиций, шире, уверен он. «Указом президента о национальных целях поставлена задача увеличения к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60%, расширение сфер применения ФИНВ могло бы способствовать достижению этой цели», — считает Калинин.
В целом инструмент с такими параметрами можно оценить положительно: с учетом существенного повышения налоговой нагрузки ФИНВ позволит увеличить инвестиционную привлекательность капиталовложений в крупные проекты и нивелирует негативное воздействие на уже действующие, добавил Кондуков. «Вычет позволит частично компенсировать рост ставки налога на прибыль и поддержать инвестиции в ряде отраслей», — согласен партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов.
ФИНВ фактически компенсирует повышение налога на прибыль в размере 5%, а опция переноса на баланс другой организации станет хорошей возможностью балансировать финансовые результаты группы компаний, полагает адвокат по налоговым спорам АК «Раппопорт и партнеры» Илья Завьялов. «Перечень применения по кодам ОКВЭД тоже достаточно широкий, чтобы показать положительный экономический эффект», — отметил он.
Как и любые налоговые льготы, государство будет использовать ФИНВ для развития приоритетных и стратегических отраслей (особенно тех, где необходимо импортозамещение), способствуя экономическому росту, созданию рабочих мест и повышению производительности, добавила член генерального совета «Деловой России» Екатерина Авдеева. Но, по ее мнению, при этом странно, что в перечне отсутствуют отрасли станко- и машиностроения, сельского хозяйства и химической промышленности.
Заметно снижает общую привлекательность инициативы невозможность одновременного применения ФИНВ и амортизационных отчислений по инвестициям, считает Илья Завьялов, — инвесторам придется делать сложный выбор, чем воспользоваться в каждом конкретном случае, и ФИНВ рискует потерять смысл в большинстве ситуаций. Впрочем, как отметил Павел Кондуков, эта норма заимствована из нормативного регулирования порядка предоставления ИНВ. Ограничение сделано для исключения предоставления нескольких налоговых льгот по одному и тому же основанию, что может привести к значительным выпадающим доходам бюджета, уточнил он.
Источник